Финансовый кризис, докатившийся до России лишь в 4-м квартале 2008 года, не мог не сказаться на активности внешнеэкономической деятельности. Компании, занятые в сфере перевозок, вынуждены пересматривать свои стратегии развития, чтобы пережить наступивший спад.

Финансовый кризис, докатившийся до России лишь в 4-м квартале 2008 года, не мог не сказаться на активности внешнеэкономической деятельности. Компании, занятые в сфере перевозок, вынуждены пересматривать свои стратегии развития, чтобы пережить наступивший спад.

По данным компании «Академия Сервис», из-за особенностей структуры грузопотоков, изменение экономической ситуации, прежде всего, отразилось на морских таможнях, крупнейшие из которых Балтийская, Новороссийская, Владивостокская и Находкинская (см. граф. 1 и 2).

Количество импортных поставок через Владивостокскую таможню во 2-ом квартале 2009 года составило только 40% от поставок за аналогичный период 2008 года, при этом в натуральном выражении грузопоток импорта  составил 59% от аналогичных показателей 2008г., а стоимостном выражении - 44%.

Грузопоток через Находкинскую таможню показал сходную динамику: количество поставок в направлении «импорт» во 2-ом квартале 2009 г. составило 49%, грузопоток в натуральном выражении - 33%, в стоимостном 36% от данных 2-го квартала 2008 г.

Несмотря на кризис, грузопоток импорта через Балтийскую и экспортно-ориентированную Новороссийскую таможню демонстрируют рост. На Балтийской таможне количество поставок увеличилось в 5,7 раза, грузопоток в натуральном выражении возрос в 10,7 раза, в стоимостном - в 8 раз  по сравнению со 2-м кв.2008 г.

По Новороссийской таможне грузопоток, резко снизившийся в 3-м кв. 2008 года практически восстановился: количество поставок во 2-м кв. 2009 составляет 79%, в натуральном выражении - 99%, в стоимостном - 89% от уровня 2-го квартала 2008 г.

В 1-ом полугодии 2009 года увеличение импортного грузопотока через Балтийскую таможню произошло, главным образом, за счет увеличения импорта групп 02 (мясо) и 08 (фрукты), а рост объема импортных поставок через Новороссийскую таможню - за счет групп 07 (овощи) и 08 (фрукты).

 

Квартальная динамика объема грузопотоков импорта в натуральном  выражении в разрезе морских таможен, тыс. т

 

Граф. 1

 

Квартальная динамика количества импортных поставок в разрезе морских таможен, штук

 


 

Граф. 2

 

С 4-го квартала 2008 года все морские таможни, за исключением Находкинской, демонстрируют рост в направлении «экспорт» с точки зрения количества поставок, объема и стоимости (см. граф. 3 и 4).

Важно отметить, что экспортно-ориентированная Новороссийская таможня, грузопоток которой в десятки раз превышает объемы экспорта, проходящие через другие таможни, уступает Балтийской и Владивостокской таможням по количеству ежеквартально задекларированных поставок в 2009 году.

В 1-ом полугодии 2009 года увеличение экспортного потока через Балтийскую таможню произошло за счет роста потока черных металлов и алюминия; через Владивостокскую и Находкинскую таможни - за счет возросшего экспорта рыбы и ракообразных; через Новороссийскую - за счет экспорта злаковых.

 

Сравнительная квартальная динамика объема грузопотоков экспорта в натуральном  выражении в разрезе морских таможен, тыс. т

 

Граф. 3

 

Квартальная динамика количества экспортных поставок в разрезе морских таможен, штук

 
Граф. 4

 

Что касается сегмента авиа таможен, в силу специфики грузов, перевозимых  по воздуху, резкого колебания объемов грузопотоков как при импорте, так и при экспорте не происходит. По мнению экспертов компании «Академия Сервис», грузопотоки, проходящие через Шереметьево, Домодедово, Пулково и Кольцово можно охарактеризовать как стабильные. Толмачевская таможня, вероятно, прекратила работу в конце 1-го квартала текущего года. В целом, в сегменте прослеживается слабая отрицательная динамика.

Импортный грузопоток через перечисленные авиа таможни в 1-ом полугодии 2009 года снизился с точки зрения объема, стоимости и интенсивности перевозок относительно 1 и 2-го полугодий 2008 года (см. граф. 5 и 6).

Определяющими товарными позициями были:

  • Домодедово - цветы, растения и запчасти транспортных средств;
  • Шереметьево - изделия из пластмассы; запчасти транспортных средств;
  • Пулково - изделия из пластмассы и черных металлов;
  • Кольцово - одежда.

 

Квартальная динамика объема грузопотоков импорта в натуральном  выражении в разрезе авиа таможен, тыс. т

 

 Граф. 5

 

 

Квартальная динамика количества  импортных поставок в разрезе авиа таможен

 
Граф. 5а

Экспортный грузопоток через Домодедово, Шереметьево и Пулково в 1-ом полугодии 2009 года также снизился (см. граф. 6 и 7).

По объему грузопотока экспорта в натуральном выражении, лидирует Домодедово; при этом по интенсивности потока (количеству экспортных поставок), начиная со 2-го квартала 2008 года, эта таможня занимает предпоследнее место.

 

Определяющими товарными позициями на направлении экспорт были:

  • Домодедово - изделия полиграфической промышленности и обувь;
  • Шереметьево - изделия полиграфической промышленности , оборудование и запчасти к нему;
  • Пулково - оборудование и запчасти.

Объем экспортных перевозок через Кольцово в 1-ом полугодии возрос относительно 1-го и 2-го полугодий 2008 года. Возможно, это связано с перенаправлением грузопотока, ранее обслуживаемого таможней Толмачево.

Рост грузопотока через Кольцово произошел, главным образом, за счет увеличения экспорта товарных позиций 85 группы (электрические машины, оборудование и их части).

 

Квартальная динамика объема грузопотоков экспорта в натуральном  выражении в разрезе авиа таможен, тыс. т

 

Граф. 6

 

Квартальная динамика количества экспортных поставок в разрезе авиа таможен

 

Граф. 7

 

В целом, представленные данные говорят о том, что низшая точка спада, вероятно, пройдена и активность ВЭД в настоящее время растет, особенно в сегменте морских таможен.