Украинский рынок дорожно-строительной техники после нескольких лет интенсивного развития (особенно, в 2007-2008 гг., когда велись активные закупки техники для строительства объектов к ЧЕ по футболу) и резкого падения в условиях экономического кризиса (конец 2008 г. - 2009 г.) в настоящее время возвращается к показателям середины 2000-х годов.

В рамках исследования рассмотрены следующие сегменты рынка дорожно-строительной техники Украины: экскаваторы-погрузчики, экскаваторы, погрузчики, грейдеры и бульдозеры, - используемые в дорожном, жилищном, промышленном строительстве (с соответствующими техническими характеристиками), а также аналогичные агрегаты, применяющиеся для схожих целей в других отраслях (в городском коммунальном хозяйстве, на складах, сельском хозяйстве, в добыче стройматериалов и т.д.).

На Украине в настоящее время серийно выпускаются гусеничные и колесные бульдозеры, экскаваторы-погрузчики, некоторые типы экскаваторов, грейдеры. Основными украинскими предприятиями, производящими дорожно-строительную технику, являются «Борэкс» (Бородянский экскаваторный завод), АТЕК (Киевский экскаваторный завод «Красный экскаватор»), ЛЗА (предприятия на производственной базе Львовского завода автопогрузчиков - ЗАО «Автонавантажувач» и др.), Харьковский тракторный завод (ХТЗ), Хмельницкий механический завод (ХМЗ), а также Коломийский завод сельскохозяйственных машин (ТМ «Карпатец»).

В динамике выпуска машин с начала 2000-х годов и до 2007-2008 гг. наблюдался быстрый многократный рост – приблизительно в пять раз, который в условиях кризиса в 2009-2010 гг. сменился аналогичным по масштабам падением производства. В структуре выпуска доминируют экскаваторы и экскаваторы-погрузчики, на которые приходится более 2/3 производимых на Украине машин, остальное делят между собой автопогрузчики, бульдозеры и автогрейдеры. Структура производства дорожно-строительной техники Украины по видам машин представлена в Рис. 1.

Рис. 1. Структура производства ДТС Украины по видам машин, 2010 г.

 

Украина не является заметным игроком на международном рынке дорожно-строительной техники, находясь в девятом десятке стран по объемам ее импорта (рядом с Гватемалой, Мозамбиком, Монголией, Туркменией и другими аналогичными по уровню странами) и в пятом десятке – по объемам экспорта (причем, будучи нетто-импортером ДСТ). Объемы украинского импорта и экспорта ДСТ не сопоставимы с показателями ведущих стран-участников этого рынка – КНР, США, ведущих европейских стран, Японии, Канады, Австралии и многих других стран.

Объемы экспорта дорожно-строительной техники незначительные и гораздо ниже импорта новых машин. В 2010 г. объем поставок украинских машин за рубеж снизился в натуральном выражении на 36% относительно 2009 г. Основными экспортерами в 2009 году были Коломийский завод сельскохозяйственных машин (ОАО «Коломыясельмаш"), «Карпатец» и «Борэкс» (Бородянский экскаваторный завод).

Импорт иностранной техники в 2010 г. увеличился в 2 раза в натуральном и в 3 раза в стоимостном выражении относительно 2009 г. В структуре поставок (включая карьерную технику) доминируют экскаваторы и ковшовые погрузчики, доля гусеничных бульдозеров, достигавшая в начале десятилетия 20% всего объема поставок, в настоящее время снизилась до 10%, значение и доли других видов техники (колесных бульдозеров, грейдеров, катков) – остаются незначительными.

В 2010 г. импорт техники из стран Евросоюза вырос более, чем в 2 раза в натуральном и стоимостном выражении, увеличив долю европейских машин до 55% в натуральном выражении (при этом в стоимостном выражении доля составила 44%). Доля китайской техники снизилась и в натуральном (13%), и в стоимостном выражении (менее 5%). В 2010 г. увеличился импорт российской техники, который по количеству стал сопоставим с китайским, а в стоимостном выражении занял 2-ю лидирующую позицию (после импорта из Евросоюза) с долей в 21%. Структура импорта по странам-производителям представлена в Рис. 2.

Рис. 2. Структура импорта ДСТ в Украину в стоимостном и натуральном выражениях, 2010 г.

 


Приближающаяся и уже недалекая перспектива проведения Украиной чемпионата Европы по футболу в 2012 году начинает "подгонять" правительство (помимо достаточно успешно и своевременно продвигающегося строительства спортивных объектов) к решительным шагам в плане устройства главных задействованных в этих мероприятиях магистралей страны, строительства ряда других инфраструктурных объектов, и остается серьезным стимулом для закупок специализированной техники. В рамках подготовки к ЧЕ- 2012 осуществляются следующие автодорожные проекты (в различной степени завершенности): новая автомобильная дорога ВИННИЦА-КИЕВ, дорога БРОДЫ-РОВНО, Киевская окружная автодорога, и целый ряд других дорог. В числе новых крупных проектов международного масштаба вновь могут быть реанимированы планы строительства моста через Керченский пролив, что, безусловно, даст серьезный толчок развитию и модернизации всего строительного комплекса, в том числе, обновлению и модернизации парка дорожно-строительной техники. Таким образом, в среднесрочной перспективе после резкого спада в период кризиса (2008-2009 гг.) можно ожидать увеличения размеров финансирования закупок дорожно-строительных машин украинскими строительными компаниями и организациями.

Подробная информация в исследовании МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ УКРАИНЫ, 2009-2010 гг.