Сегмент лакокрасочных материалов (ЛКМ) до недавнего времени был одним из самых широких и развитых как на промышленном, так и на потребительском рынке. На первом - основными потребителями ЛКМ были отечественные и зарубежные производители автомобилей.

Подробная информация в исследовании «Российский рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ)»

 

Как известно, в последние годы многие западные автогиганты открыли свои сборочные производства в России. Основная доля потребления ЛКМ в этой отрасли приходится на производство легковых автомобилей (79% производства). На втором - спрос зависел от темпов строительства и платежеспособности домохозяйств, планирующих ремонт своего жилья.

По экспертным данным, потребление ЛКМ в России в последние шесть лет росло достаточно быстрыми темпами. Однако, несмотря на эту тенденцию, среднедушевое потребление лакокрасочных материалов в нашей стране так и не достигло европейского уровня. В 2007 году среднестатистический россиянин израсходовал 8,3 кг лакокрасочных материалов, в то время как европеец еще в 2004 году использовал около 15 кг. С другой стороны, затраты населения на приобретение лакокрасочной продукции по итогам 2008 года составили более 11млрд рублей, что на 16% больше, чем годом ранее.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 8мес. 2009 года объемы производства ЛКМ составили 437тыс. тонн. При этом за аналогичный период 2008 года было выпущено 471тыс. тонн. Таким образом, можно сделать вывод, что спад составит не более 10%.

По расчетам специалистов компании «Академия Сервис», емкость российского рынка лакокрасочных материалов в 2008 году составила 1023тыс. тонн, из которых на долю отечественных производителей пришлось 65%. Доля импорта стабильна и составляет 32%-36%. С 2003г. по 2007г. наблюдался рост емкости рынка ЛКМ. На фоне кризиса в 2008г. произошло ее резкое уменьшение. Спад производства составил 29%, поставки сократились на 18%. При этом, благодаря более высокому качеству импортной продукции, спрос на нее оказался более стабильным (см. диаграмму 1).

 

Диаграмма 1. Динамика емкости российского рынка лакокрасочных материалов в 2002г.-2009г.(за 8 мес.), в натуральном выражении (тонн)

 
 

 

В Россию, в первую очередь, завозятся высокотехнологичные прогрессивные ЛКМ, внутреннее производство которых не удовлетворяет потребностей рынка в полном объеме. Практически все импортируемые ЛКМ относятся к верхнему ценовому сегменту и не составляют заметной конкуренции продукции, выпускаемой в странах СНГ. В настоящее время Россия закупает ЛКМ более чем в 50 странах мира, что говорит о чрезвычайной привлекательности российского рынка, в частности из-за низких таможенных ставок. Крупнейшим импортером является финская компания Tikkurila.

За последние шесть лет четко прослеживается тенденция к увеличению производства прогрессивных лакокрасочных материалов и к значительному сокращению доли непрогрессивных ЛКМ (в основном, масляных красок и олифов). Из прогрессивных ЛКМ, большую долю в производстве занимают эмали, грунтовки, шпатлевки и лаки на конденсационных смолах и водоэмульсионные краски. Из непрогрессивных ЛКМ, в производстве преобладают жидкотертые масляные краски и олифы (см. диаграмму 2).

 

Диаграмма 2. Доли производства прогрессивных и непрогрессивных ЛКМ в производстве за 2002г. -8мес. 2009г., в натуральном выражении

 

 

 

Нынешние перспективы рынка ЛКМ с учетом спада производства в основных отраслях-потребителях материалов прогнозировать сложно. Согласно текущим оценкам экспертов отрасли, падение потребления ЛКМ может составить порядка 15-20%.

Согласно оценкам компании "Академия Сервис", объем российского рынка лакокрасочных материалов на водной основе за 8мес. 2009 г. равнялся приблизительно 132,6тыс. тонн. Предположительно, объем рынка в данном сегменте снизится еще на 5%, что составит 125,97тыс. тонн на конец 2009 года. В 2010г. ситуация вряд ли кардинально изменится, спад в сегменте сохранится, хотя и не будет столь большим, как в ушедшем году (см. диаграммы 3 и 4).

 

Диаграмма 3. Динамика объемов российского рынка ЛКМ на водной основе (код 3209 ТН ВЭД) в 2002г.-2009г.(за 8 мес.) Прогноз на 200-2010г., тыс.тонн

 
 
 

Планы правительства по поддержке строительной и автомобильной отрасли, а также программы по стимулированию потребительского спроса должны оказать позитивное воздействие на рынки недвижимости и автотранспорта. Конечно, спад потребления на рынке ЛКМ неизбежен, но его глубина и продолжительность во многом зависит не только от правительственных мер, но и от гибкости и оперативности самих производителей красок в период кризиса.

В этой связи следует отметить перспективность прогрессивных ЛКМ, вытесняющих непрогрессивные материалы (масляные краски и олифы) из отечественного производства. По мнению экспертов, наиболее перспективные сегменты - это ЛКМ на органорастворимой основе и ЛКМ на водной основе. Первый формируется преимущественно за счет отечественного производства, сохраняя привлекательность и для иностранных, и для российских компаний. Наиболее высокую долю (60%-70%) в отечественном производстве занимают ЛКМ на конденсационных смолах. В сегменте ЛКМ на водной основе доля рынка отечественных производителей также существенна и последние годы демонстрировала небольшой, но стабильный рост. Что касается такого сегмента как «Шпатлевки и грунтовки для малярных работ», то он полностью формируется за счет импорта.

Сейчас усилия российских компаний направлены на завоевание ниши в среднем ценовом сегменте декоративных красок, в котором иностранные производители не присутствуют. Это логичный подход, но следует заметить, что у отечественных игроков есть как преимущества, так и недостатки. Пока основным козырем российских предприятий остается цена, и здесь кризис может сыграть им на руку. Но в долгосрочной перспективе ожидается рост уровня благосостояния населения. Следовательно, определяющим фактором при покупке будет становиться качество продукции (в данном случае речь идет о таких параметрах, как долговечность, износостойкость, количество слоев нанесения). То есть, производителям рекомендуется пересматривать не только ценовую, но и ассортиментную политику.