По данным ФСГС оборот розничной торговли , то в июле 2009 г. составил 1207,5 млрд. рублей, что в товарной массе на 8,2% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. За период с января по июль текущего года этот показатель составил 8007,5 млрд. рублей, то есть снизился на 3,8% по сравнению с 2008 годом. При этом на парфюмерно-косметическую продукцию (с учетом продаж туалетного мыла) приходится 1,6% розничного оборота.

В целом потребление косметики и парфюмерии в нашей стране с начала 2009 года уменьшилось на 10-15%.

На фоне роста курсов иностранной валюты основные отечественные и зарубежные производители косметической продукции начали постепенное увеличение цены на свою продукцию с начала 2009 года. К середине текущего года цена на различные группы косметических товаров в среднем поднялась на 15-25%. Таким образом, снижение продаж парфюмерно-косметической продукции (ПКП) в натуральном выражении было отчасти компенсировано увеличением в стоимостном выражении. Это дает основания надеяться на прирост рынка по результатам года, хотя эксперты полагают, что составит не более 3-5% (по сравнению с 15-20% в 2004-2008 гг.).

Надо сказать, что с начала 90-х годов российский рынок характеризовался дефицитом ПКП, поэтому даже сегодня преждевременно говорить о его насыщении и полном прекращении роста объемов продаж. Еще не завершен процесс формирования культуры потребления многих продуктов и приобщения к ней молодых потребителей.

Емкость рынка, по данным мониторинга розничного товарооборота с  $7,2 млрд. в 2005 году  по оценке, сделанной   РПКА в 2008 г., должна была приблизиться к объему продаж 15 - 16 млрд. долларов США уже в  2016 году.  

Рынок ПКП традиционно делится на 3 сегмента (см. схему).

«Структура Российского парфюмерно - косметического рынка по данным мониторинга розничной торговли, 2007 г.»

 

В 2008 году радикальных изменений в соотношении между этими сегментами не происходило. Снижение объемов продаж компенсировалось ростом цен, что позволило сохранить баланс между ними. В 2009 кризис, вероятно, внесет более заметные коррективы. Ряд потребителей вынуждены отказаться от так называемых «предметов роскоши» или существенно урезать эту статью расхода. К ним относятся и некоторые виды ПКП (парфюмерия, гели для душа, кремы и лосьоны для тела класса «люкс» и т.д.). По мнению экспертов в 2009 году сегмент «парфюмерия» может сжаться на 4-6%, косметические принадлежности на 2-4%, а сегмент «средства личной гигиены» ожидает рост порядка 4-6%. Тем не менее, это явление будет непродолжительным и с улучшением финансовой ситуации в стране сегменты достаточно быстро вернутся на докризисные позиции.

Сегодня игроки и аналитики рынка ПКП задаются вопросом, не вернется ли «серый» импорт. Очевидно, что рынок не «посереет» до уровня 90-х годов, так как транснациональные корпорации давно имеют свои представительства в России и поставляют на рынок основной объем импорта абсолютно прозрачно. Таким образом, «серый» импорт, из стран ближнего зарубежья, а также Польши, Турции, Китая вряд ли существенно изменит ситуацию на рынке. Его рост не должен превысить 10 - 12%.

В последние несколько лет российский рынок ПКП характеризовался экспансией сетевого ритейла. Так, около 60% специализированной розницы в 2007 г. контролировали четыре основных игрока «Л'Этуаль» (335 магазинов), Douglas Rivoli (19 магазинов), Ile de Beaute (73 магазина),  «Арбат Престиж» (28 магазинов). В связи закрытием сети «Арбат Престиж» в 2008 г. произошел процесс перераспределения объемов товарооборота на данном сегменте.

Необходимо отметить, что участники сетевого рынка занимают каждый свою нишу, слабо конкурируя друг с другом. «Л'Этуаль» осваивает сегмент маленьких отделов в недорогих торговых центрах, бутики «Риволи» и «Brocard» традиционно тяготеют к фешенебельному центру города и предлагают высокое качество обслуживания, а также продукты известных люксовых марок. Конкуренция в стоимости проявляется лишь по отдельным позициям, но ведущие игроки рынка поддерживают средний ценовой уровень.

«Л'Этуаль» и «Иль де Ботэ» предпочитают играть в премиальном сегменте со средним чеком 1,5-2,5 тыс. руб., а также в верхней части среднего ценового сегмента, где покупатели готовы за один заход выложить 1000-1500 руб.

Кризис повлиял на торговую политику специализированных сетей: в 2009 году они прилагали значительные усилия к привлечению покупателей, прежде всего снижая цены на продукцию. Но надо отметить, что максимальный дисконт предлагался на товары, которые по той или иной причине выводились из ассортимента, скидки на «брендовую» продукцию редко превышали традиционный размер.

Что касается сегмента «средств личной гигиены», то продажи в нем и в докризисные времена и теперь наиболее активны в гипермаркетах и дискаунтерах, предлагающих минимальную торговую наценку.

По словам генерального директора Avon в России Христо Манова кризис также стимулирует прямые продажи, которые по его оценке, в 2008 году достигли уровня 20 % от всего товарооборота ПКП.

Нет оснований пересматривать емкость рынка, оцененную экспертами РПКА в размере 15-16 млрд. долларов США, а вот ее достижение отодвигается на 3-4 года. Увеличение продаж в натуральном выражении будет касаться не всех сегментов, а наиболее перспективных: детская косметика, уход за стареющей кожей и ряда других.

Эксперты рынка утверждают, что уже кризис прошел свой «критический рубеж» и ближайшие 2 - 3 года начнется восстановление. Отечественным производителям очень важно не упустить этот короткий момент и воспользоваться возможностью вернуть себе дополнительные 5 - 10 % рынка в сегменте «средства личной гигиены» и 2 - 5 % в сегменте «косметические принадлежности».