Рынок растворимого кофе приближается к насыщению в связи с сокращением численности населения, и постоянным увеличением объемов импорта. По мнению аналитиков компании AS MARKETING, в такой ситуации основная конкурентная борьба компаний будет направлена не на привлечение новых клиентов, а на «переманивание» покупателей из другого сегмента, например, производители сублимированного кофе будут пытаться переманить поклонников порошкообразного или гранулированного растворимого кофе.

За период январь-ноябрь 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года объемы импорта кофе в зернах увеличились на 5,5% в натуральном выражении. Основной страной-поставщиком данного вида продукции является Вьетнам – 27% в натуральном выражении. На долю Бразилии приходится 23% объемов в натуральном и 26% в стоимостном выражении. Третьим крупнейшим поставщиком зерен кофе на российский рынок является Индонезия, импортируя 14% продукции в натуральном выражении. Подробная структура импорта в разрезе стран представлена на Рис. 1.
Рис. 1. Структура импорта в разрезе стран, 2011 г. в натуральном и стоимостном выражении.

 

90% всего ввозимого кофе в зернах ввозится нежареным. Это объясняется тем, что стоимость обжаренных зерен в 2,5 раза превышает цену необработанных зерен. В сортовом разрезе импорта зерна арабики и робусты в натуральном выражении имеют равные доли, однако в из-за того, что зерна арабики в 2,4 раза дороже робусты, в стоимостном выражении первенство принадлежит им. Товарная структура импорта представлена на Рис. 2.
Рис. 2. Структура импорта в разрезе сортов и видов кофе, 2011 г., натуральное выражение

 

Сегмент растворимого кофе за исследуемый период увеличился всего на 2% (меньше чем сегмент кофе в зернах).Крупнейшим поставщиком растворимого кофе в Россию (в том числе кофейных экстрактов, концентратов и эмульсий) является Индия с долей рынка в 31% в натуральном и 23% в стоимостном выражении. Второй по объему импортных поставок данной продукции стала Бразилия с долей в 21% и 17% соответственно. На третьем месте продукция страны-реэкспортера Германии: 11% в натуральном и 17% в стоимостном выражении. Структура импорта растворимого кофе в разрезе стран представлена на Рис. 3.
Рис. 3. Структура импорта в разрезе стран, 2011 г., натуральное и стоимостное выражение.

 

Товарные характеристики поставляемой продукции выглядят следующим образом - 64% от всего объема импортного растворимого кофе является сублимированным. Сегмент порошкообразного растворимого кофе уменьшился по сравнению с 2010 годом и составляет 23%. Сегмент гранулированного растворимого кофе сохранил стабильные позиции – его доля в структуре импорта составила 13%.

По мнению аналитиков AS MARKETING, рынок кофе в России в ближайшей перспективе будет соотноситься с динамикой роста мирового рынка кофе. В России продолжится тенденция к росту сегмента кофе в зернах за счет предпочтения его менее качественному растворимому кофе.

Подробная информация в исследованиях АНАЛИЗ ИМПОРТА РАСТВОРИМОГО КОФЕ В РОССИЮ, 2009-2011 гг. и АНАЛИЗ ИМПОРТА КОФЕ В ЗЕРНАХ В РОССИЮ, 2009-2011 гг.