В то время, как в странах с развитым животноводством выход товарного молока приближается к отметке в 100% (в Нидерландах этот показатель составляет 98%), в России продолжают по старинке выкармливать молодняк животных цельным молоком, снижая тем самым выход товарного молока до 55% и повышая себестоимость откорма.

По итогам 2011 года объемы импорта заменителей цельного молока (ЗЦМ) увеличились на 2-3% в натуральном и на 7-9% в стоимостном выражении. Средняя контрактная стоимость в 2011 году увеличилась приблизительно на 5-6%. Динамика объемов импорта представлена на Рис. 1.
Рис. 1. Динамика импортных поставок ЗЦМ в Россию 2009-2011 гг. (10 мес.), натуральное (тонн) и стоимостное (тыс. долл. США) выражение.

 

Основными странами-поставщиками ЗЦМ в Россию являются Нидерланды, Бельгия и Франция. По итогам 2011 года, на долю этих стран пришлось свыше 90% объемов всех импортных поставок в Россию. Причем следует отметить тенденцию увеличения в структуре импорта объемов продукции, поставляемой из Бельгии. Так, по сравнению с 2009 годом, в 2011 году ее доля возросла на 6 процентных пункта и составила 26%. А поставки из Нидерландов, сократились в 2010 году на 6 процентных пункта и составили 55%. Структура импортных поставок в разрезе стран представлена на Рис. 2.
Рис. 2. Структура импорта в разрезе стран 2011 (январь-октябрь) г. в натуральном и стоимостном выражении.

 

Стабильность импорта характерна и в разрезе торговых марок. Так, по итогам 2011 (10 мес.) года на 3 бренда пришлось свыше 60% всех импортных поставок. Лидером стала торговая марка SCHILS, на долю которой пришлось четверть всей импортируемой продукции. Брэнд NUTRIFEED на протяжении исследуемого периода постепенно увеличивал свое присутствие на российском рынке, и, поднявшись на 3 процентных пункта в 2011 году занимает долю рынка в 19%. Структура импорта в разрезе торговых марок представлена на Рис. 3.
Рис. 3. Структура импортных поставок в разрезе брендов, 2011 (10 мес.), натуральное выражение

 

Импорт заменителей цельного молока нельзя назвать сезонным. Ежегодно, незначительное увеличение объемов поставок приходится на конец года, что обусловлено тем, что предприятия создают запас кормов на «праздничный» январь. Также ежегодно, наблюдается незначительное сокращение поставок ЗЦМ, которое приходится на январь-февраль, что объясняется расходом накопленных в предновогодние месяцы запасов.


По оценкам аналитиков компании AS MARKETING, рынок заменителей цельного молока можно охарактеризовать как стабильный. В ближайшее время бурного роста ждать не приходится. Примерное ежегодное увеличение будет находиться в пределах 10% и коррелировать с темпами роста животноводческой отрасли России.

Подробная информация в исследовании АНАЛИЗ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА ЗАМЕНИТЕЛЕЙ ЦЕЛЬНОГО МОЛОКА, 2009-2011 гг.