23.05.2011 г.

Рынок страхования в ожидании вступления России в ВТО

рынок страхования
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

По своей сути страхование представляет собой формирование независимых денежных фондов на случай наступления неблагоприятных событий.

В мировой страховой практике выделяют следующие виды страхования:

  • страхование рисков: страхование строительно-монтажных рисков, финансовых рисков, сельскохозяйственных рисков и др.;
  • страхование имущества: зданий,страхование оборудования, транспортных средств,  инвентаря, готовой продукции, товаров, сырья,  и другого имущества;
  • страхование ответственности: наиболее популярный вид ОСАГО, ответственности товаропроизводителя, производителя услуг и др.;
  • личное страхование: накопительное страхование жизни, пенсионное страхование, страхование от несчастного случая, медицинское страхование и др.;
  • страхование финансовых и специфических рисков: страхование невыполнения финансовых обязательств, титульное страхование, страхование политических рисков.

Цивилизованный рынок страхования в России еще не сложился и находится в стадии становления и формирования. Российский страховой рынок, внутренне, весьма неоднороден, исовмещает в себе черты, полученные в наследие от советской системы страхования, так и приобретенныев период становления отечественного капитализма.


В настоящее время (пока Россия не является членом ВТО) западные страховщики не имеют прямого доступа к российскому потребителю и вынуждены инвестировать средства в российские страховые компании. Доля иностранного капитала, согласно нынешнему законодательству, не должна превышать 25%. Вступление же России в ВТО откроет этот «шлагбаум», и иностранные компании получат возможность работать напрямую. Это может привести, не только к вытеснению небольших отечественных компаний (как ожидают ведущие российские страховщики), но и к полному переделу рынка.Крупные иностранные страховые компании не только располагают на порядок большими финансовыми возможностями, даже по сравнению с ведущими отечественными, но, прежде всего, обеспечивают потребителю доступность и существенное удешевление страховых продуктов. Безусловно, российские страховые компании, прямо или косвенно контролируемые государством, сохранятся, однако и их «розничный» бизнес в среднесрочной перспективе, после присоединения РФ к ВТО может серьезно ужаться.


Корпоративная структура российского сегмента страхования очень неоднородна: наряду с несколькими крупными компаниями в нем действует несколько десятков средних по размерам игроков и сотни мелких компаний. Количество страховых компаний в 2000-е годы постоянно уменьшается. В 2010 году их число сократилось до 600. Эта устойчивая тенденция связана с неспособностью мелких и порой даже средних компаний выдерживать конкуренцию с основными лидерами рынка. На российском рынке страхования идет естественный процесс консолидации - укрупнения и поглощения более крупными игроками мелких. Согласно наиболее радикальным прогнозам профильных российских экспертов, число отечественных страховых компаний в среднесрочной перспективе может сократиться до сотни, однако более вероятным является сохранение прежних темпов снижения числа участников рынка, до достижения их количества в 300-400 фирм.См. Рис.1.
Рис.1. Количество и динамика страховых компаний в РФ в 2001-2010 гг. ед., %

 

Совокупный объем страховых премийза период 2001-2008 гг. увеличился почти в 3,5 раза.В 2008-2010 гг. наблюдается резкое замедление роста, который составил 10% за два года, то есть динамика отражает сохранение кризисной ситуации в российском страховании. Тенденция увеличения объемов страховых выплат не полностью коррелирует с развитием поступлений страховых средств: быстрый их рост продолжался вплоть до 2009 г. (в 4,3 раза к уровню 2001 г.), а замедление произошло в 2010 г. В значительной мере, существенный номинальный рост российского рынка страхования в 2000-е годы, связан с весьма высоким уровнем инфляции в стране, обеспечившим, как минимум, половину прироста объема премий в текущих ценах.


Размеры средней страховой премиина жителя России, несмотря на их регулярный рост в 3,8 раза за 2001-2010 гг., остаются на порядок ниже, чем в развитых странах (хотя и выше, чем в Индии и Китае -около 100 долл.). В случае реализации оптимистического развития российской экономики и сферы страхования в среднесрочной перспективе, размер среднедушевой премии к 2015 г. может достичь 450-500 долл. Объем страховых выплат за период 2008-2010 гг. вырос на 23%, что близко к показателю инфляционного роста цен.


В кризисный и посткризисный период в тройке лидеров произошли существенные формальные изменения: на первое место, поднявшись с 8-го (в 2008 г.), вышел РОСГОССТРАХ (бывш.РОСГОССТРАХ-СТОЛИЦА), компания СОГАЗ сохранила вторую позицию, а ИНГОССТРАХ опустился на третье место. Остальные игроки поменялись местами, но сохранили свое место в десятке. Причиной столь резкого подъема в рейтинге ООО «Росгосстрах» является инкорпорирование в его структуру региональных отделений (ранее - самостоятельных компаний) группы.Структура российского рынка страхования представлена в Рис. 2.

Рис. 2. Структура российского рынка страхования

 


 

По оценкам аналитиков «ASMARKETING», рост рынка страхования в 2011 г. составит около 14-15%, в среднесрочной перспективе можно ожидать развития поступательной тенденции и сохранения таких темпов роста, причем в условиях позитивной среды поступления (премии) могут расти опережающими темпами к объемам выплат.Неопределенность, связанная со вступлением России в ВТО, и соответствующими существенными изменениями на рынке страхования, не скажется на темпах его развития (которые могут достигаться как за счет роста показателей российских компаний, так и за счет экспансии зарубежных корпораций в случае вступления в ВТО), однако растущий спрос на страховые услуги на российском рынке в любом случае обусловит его значительный рост.

Подробная информация в исследовании МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ, 2001 - 2010 гг.СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДО 2015 г.

 

Похожие материалы:

опрос
вопрос

Мы поможем найти
правильное решение!