Отвечаем на ваши вопросы

1. В: Нередко на сайтах маркетинговых агентств размещают расценки на услуги, подробные прайс-листы. Почему у вас на сайте нет такой информации?

О: Не смотря на внешнюю схожесть, все реализованные нами проекты различались по целому ряду параметров. Лишь некоторые из них:

  • цели и задачи;
  • предметная область;
  • география;
  • уровень маркетинговой компетентности заказчика;
  • сроки и объём работ;
  • бюджет проекта;
  • и др.

Таким образом, практически невозможно сформировать корректный прайс-лист, учитывающий все особенности нашей работы. При формировании окончательной сметы мы применяем индивидуальный подход

2. В: Ваша компания продает готовые маркетинговые исследования. Не противоречит ли их продажа принципу индивидуального подхода к клиенту?

О: Дело в том, что прежде чем начать полноценное маркетинговое исследование, адаптированное к потребностям конкретной компании, необходимо выявить и сформулировать эти самые потребности. Для этого, в частности, анализируются, так называемые, вторичные источники информации: данные по сектору или отрасли, конкурентная информация, внутренняя корпоративная информация и др. Многие маркетинговые агентства периодически осуществляют самостоятельные исследования различных секторов и отраслей, предлагая заинтересованным организациям готовые отчеты, содержащие более общую информацию по рынку. Вторичных источников оказывается достаточно для получения представления об отрасли или рынке, но для принятия взвешенного управленческого решения таких данных как правило не хватает, для этого необходимо проведение специализированного маркетингового исследования.

3. В: Какими источниками информации пользуются специалисты компании «Академия Сервис», осуществляя исследования?

О: Наша компания специализируется на «кабинетных исследованиях». Это означает, что большая часть исходных данных собирается в результате, анализа статистики ФСГС (Федеральной службы государственной статистики), данных ВЭД, собственных баз данных и баз данных по профилю предприятий, мониторинга авторитетных открытых источников (отраслевых и экономических СМИ, новостных порталов и т.д.). Кроме того, для того чтобы получить наиболее точные и объективные результаты, мы проводим опросы отраслевых экспертов из нашей картотеки. В качестве источников первичной информации, компания проводит специализированные маркетинговые исследования, например, опросы потребителей. Более подробную информацию о количественных и качественных исследованиях, как первичных источниках маркетинговой информации можно найти в разделе «Энциклопедия маркетинга в вопросах и ответах».

4. В: Каким образом я могу связаться со специалистами компании? Как скоро я получу ответ на свой запрос?

О: Вы можете связаться с представителем компании «Академия Сервис» по телефону, электронной почте или факсу. Кроме того, Вы можете воспользоваться формой заявки на нашем сайте. Мы гарантируем оперативную обработку всех запросов и ответ в течение одного рабочего дня. При необходимости, мы готовы разработать для Вас несколько коммерческих предложений.

5. В: Ваша компания предлагает три варианта сотрудничества: разовый заказ на маркетинговые услуги, долгосрочное маркетинговое сопровождение деятельности, генеральный подряд в комплексных маркетинговых проектах с привлечением разнопрофильных компаний. Как выбрать оптимальный?

О: Для того чтобы выбрать оптимальный вариант маркетингового сопровождения, необходимо проанализировать цели и задачи заказчика. Ответить на ряд дополнительных вопросов, в частности: Какие именно услуги требуются заказчику? Как часто требуется маркетинговая поддержка? Какую часть работы заказчик может выполнять самостоятельно (насколько компетентны сотрудники заказчика в сфере маркетинга)? И так далее. Если в компании существует собственная маркетинговая служба, к сторонним организациям, как правило, обращаются эпизодически для получения определенных разовых услуг. В таких случаях у компании-заказчика обычно есть четкая маркетинговая стратегия и тактика. Если же у компании нет собственного опыта маркетинговых исследований ой деятельности, целесообразнее заключить с поставщиком услуг в этой области договор на долгосрочное обслуживание. В рамках такого договора проводится анализ деятельности заказчика и конкурентов, целевого рынка и его сегментов, выявляются перспективные ниши, формируется стратегия продвижения продуктов или услуг и пр.
Генеральный подряд – услуга, которая может потребоваться в ходе масштабного маркетингового проекта, включающего в себя множество стадий (например, разработка стратегии, постановка целей и задач, исследование вторичных источников информации, качественное исследование, количественное исследование, интерпретация данных и подготовка отчетности). Как правило, подобные проекты занимают не один месяц и для их осуществления привлекается несколько разнопрофильных организаций. Следовательно, работы необходимо координировать и не всегда представители компании-заказчика способны посвятить этому достаточно времени, а недостаточный опыт в маркетинге чреват ошибками. Тут-то и нужен генеральный подрядчик, обеспечивающий коммуникацию между участниками проекта, отвечающий за ход всего процесса и итоговый результат.

6. В: С какими рынками работала компания «Академия Сервис»?

О: Компания «Академия Сервис» имеет опыт исследования самых разных рынков, как FMCG, так и отраслевых, в частности:

  • цемента и строительных материалов;
  • деревообрабатывающего оборудования;
  • производства и поставок металлов;
  • производства и поставок угля;
  • дорожно-строительной техники;
  • легкового автотранспорта;
  • грузового автотранспорта;
  • продуктов питания;
  • алкогольных напитков;
  • табака;
  • косметики и бытовой химии;
  • бытовой техники;
  • таможенных услуг.

При этом мы не ограничиваем спектр своих услуг именно ими. Отслеживая интересы российского делового сообщества, мы исследуем соответствующие рынки и публикуем аналитические отчеты.

7. В: Какие методы и инструменты применяют специалисты компании «Академия Сервис» для анализа данных?

О: Для решения разных задач используются разные методологические подходы и инструменты. Заказчика, чаще всего, интересуют вопросы получения, как оперативной маркетинговой информации, так и вопросы стратегического маркетинга:

  • анализ рынка (анализ конкурентной среды, модели развития рынка, тенденции и прогнозы развития рынка, определение ниш, сегментов, анализ конкурентов, доля рынка);
  • анализ ассортиментного ряда;
  • анализ ценовой политики;
  • анализ структуры дистрибуции;
  • анализ целевой аудитории;
  • анализ динамики потребления;
  • анализ торговых марок;
  • поиск позиционирования бренда.

Подбор методик и технологий базируется на основных подходах к сбору и обработке информации, включающих Количественный и Качественный анализ: Проведение опросов и фокус-групп; Регулярный мониторинг актуальных данных по определенным отраслям; Статистическую обработку данных из собственных БД и БД приобретаемых из различных источников; Сопоставительный анализ, SWOT анализ и т.п.

8. В: Количественные или качественные? Какие исследования подойдут нам больше?

О: Пожалуй, наиболее правильный ответ: и те и другие.
Качественные исследования – это проведение фокус-групп, глубинных интервью, mix-опросов (проводятся на небольших не репрезентативных выборках; направлены на выявление психологических аспектов и мотиваций связанных с потребительскими предпочтениями товаров/услуг). Количественные исследования – это либо опросы респондентов представляющих собой срез целевой аудитории на репрезентативной выборке, либо аудит торговых точек с точки зрения объемов продаж, марок, цен, либо мониторинг актуальных маркетинговых параметров отраслевых рынков и т.д.
С одной стороны, каждый из типов исследований преследует определенные цели, и при выборе следует исходить именно из достижения этих целей. С другой, глобальные маркетинговые исследования представляют собой многоступенчатый процесс, в котором, качественные исследования обычно предшествуют количественным. Так в маркетинге отчасти нарушается всем известный диалектический принцип перехода количества в качество. То есть, сначала проводятся качественные исследования, которые позволяют сделать первичные выводы и спланировать дальнейшие шаги, например, определить потребность в дальнейших количественных исследованиях и выбрать наиболее подходящий их вид. Качественные исследования достаточно экономичны, а собранная информация проста в анализе. Количественные исследования обойдутся дороже, интерпретация полученных данных обычно требует применения сложных математических методов и инструментов, но для принятия взвешенных управленческих решений они незаменимы. Количественные исследования дают более конкретные ответы на поставленные вопросы, и, как правило, охватывают большую часть целевой аудитории. Более подробную информацию о количественных и качественных исследованиях можно найти в разделе «Энциклопедия маркетинга в вопросах и ответах».

9. В: Наша компания планирует расширение деятельности за счет выхода на смежные рынки, соответственно, нам необходимо провести глубокое маркетинговое исследование. Можем ли мы осуществить его своими силами?

О: Разумеется, такой вариант возможен. Как правило, этот подход оправдывает себя в проектах с небольшими бюджетами и низкими рисками. Исполнителями обычно назначаются сотрудники внутреннего отдела маркетинга или продаж. Есть у этого варианта и определенные плюсы: экономичность, полный контроль над процессом и возможность приобретения компанией опыта проведения полноценных маркетинговых исследований. Однако существует немало минусов и опасных подводных камней. Не обладающий необходимой компетенцией сотрудник может совершить серьезные ошибки, чреватые принятием неадекватных управленческих решений, которые, в свою очередь, повлекут значительные убытки. Важно помнить и о том, что штатный сотрудник компании не всегда объективен и рискует неосознанно выдать желаемое за действительное, то есть неверно интерпретировать собранные данные. Даже если исполнитель вовремя заметит свои ошибки, на их исправление он потратит слишком много времени, процесс исследования будет неоправданно затянут, а драгоценные дни и недели - упущены. Более того, назначенный руководством исполнитель будет вынужден делить рабочее время между своими непосредственными обязанностями и дополнительной нагрузкой, что также не прибавит процессу оперативности, не говоря уже о качестве.
С экспертной точки зрения, наиболее оптимальным представляется компромиссный подход: работа с одним или несколькими сторонними подрядчиками, координируемыми сотрудником компании-заказчика. В такой ситуации заказчик полностью контролирует все этапы процесса, имеет возможность влиять на него и получает опыт. Привлечение к работе профессионалов гарантирует оперативность и качество исследования.